Наос собора св. Софии 7 Июнь 2011

Наос или основное пространство собора св. Софии, в настоящее время, является переплетением двух мировых религий: мусульманства и христианства. При входе в наос, на боковой стене слева изображены константинопольский патриарх Игнатий, патриарх Антиохский и патриарх Джон Грисостомос. На колоннах, которые окружают наос, выполнены с помощью гравировки изображения императора Юстиниана и его законной жены Теодоры. По бокам расположены огромные плакаты длиной около 7,5 м. с арабскими надписями, которые считаются самыми выдающимися надписями в мусульманской религии.  Участок пола под самим куполом выложен цветным мрамором и предназначался для коронации императоров Византии. В центре большого круга располагался трон императора, а в малых кругах по бокам находилась императорская свита. В период Османской империи, во внутренней части абсцисс, которая была выложена цветными мраморными плитами, был воздвигнут михраб, который смотрел в сторону Мекки. То что осевая точка михраба не совпадает с центром самого здания вызвано мусульманским обычаем поворачиваться в сторону святой Мекки во время обряда намаза. По левую сторону абсциссы расположено место, на котором находился правитель, называемое махфиль хюнкара. Датируется оно 19-м веком. Справа от абсциссы расположена кафедра – мимбар, с которой имам читает проповеди во время пятничного намаза. Напротив кафедры находится памятник служителю мечети, который призывает прихожан к молитве с минарета. Памятник выполнен в 16-м веке. Здесь же, можно увидеть изображение следа руки богоматери на пересечении главной и правой анфилад.

У правой анфилады посетители могут увидеть библиотеку святого собора, которая была организована здесь во время правления султана Махмуда I. Особенный интерес вызывают находящиеся здесь подставки для Коранов.  Над дверью, которая во время Византийской империи являлась выходной дверью для императора, а сейчас представляет собой парадный вход, расположена мозаика, которая изображает святую деву Марию с младенцем Иисусом. По богам от Богоматери изображения императоров Константина и Юстиниана. Императоры несмотря на века их разделяющие, оказались стоящими рядом, так как именно они были главными инициаторами строительства собора. Император Константин держит в своих руках макет города, а император Юстиниан – макет собора.